Методика Зайцева или учимся читать
Существуют различные методики раннего развития детей, это и методика Марии Монтессори, и система Дьенеша, и методика Глена Домана, и многие другие.
Сегодня мы с вами поговорим о известной методике развития ребенка Николая Зайцева. Методика Зайцева или учимся читать основана на использовании специального развивающего материала, на определенных принципах построения работы в виде игры.
Кто такой Николай Александрович Зайцев? Почему Зайцев создал собственную методику для обучения детей чтению? Что такое кубики Зайцева? Каковы особенности методики Зайцева, а также ее преимущества и недостатки? На все эти вопросы вы узнаете ответы, прочитав статью «Методика Зайцева или учимся читать». А также в статье вы найдете видео про данную методику от самого основателя — Николая Александровича Зайцева.
Содержание статьи
Николай Александрович Зайцев
Николай Александрович Зайцев – известный педагог-новатор из Санкт-Петербурга. Родился в 1939 году в семье сельских учителей. Являясь студентом пятого курса педагогического института, Зайцев поехал в Индонезию, где был переводчиком, учил индонезийский язык и обучал русскому языку иностранцев. Это время и положило начало новаторским идеям обучения чтению Николая Зайцева.
Зайцев является создателем знаменитых кубиков, благодаря которым появились новые возможности в обучении детей чтению. Николай Зайцев создал собственную методику, по которой дети учатся читать играя.
Николай Зайцев основал и руководит центром «Нестандартные технологии в образовании». Зайцев создал около 25 эффективных методик. Данные методики (обучение детей чтению, русскому языку, математике; обучение взрослых и детей иностранному языку и русскому языку, как иностранному) популярны во многих странах Западной Европы, Америки, СНГ, России.
Методика Зайцева (обучение чтению) основана на обучении чтению с помощью складов (используются кубики Зайцева) в виде веселой игры, используя песенки и подпевки.
Почему Николай Зайцев создал собственную методику обучению чтению?
- часто дети, зная азбуку, не могут составить буквы в слоги и слова. Так как в азбуке на одну букву дается одна картинка. Ребенок запоминает и букву и картинку. А позже ему нужно объяснить, почему слово “сок” образовалась из слов-картинок “сорока”- “очки”- “коза”. Зайцев пришел к выводу, что для того, чтобы научится читать, не обязательно знать, как называется каждая буква по отдельности.
- детям трудно читать по слогам. Ведь иногда встречаются слоги, которые тяжело произносить, например, слово “всплеск”.
Склад – что это?
Зайцев придумал альтернативу буквам и слогам – склад.
Склад – основа метода обучения детей чтению по методике Зайцева.
Складом можно назвать пару из согласной и гласной букв, из согласной и твердого или мягкого знака, из одной буквы. Например, А-И-С-Т, ВО-РО-НА.
Что такое кубики Зайцева?
Кубики Зайцева — развивающий материал для обучения новыми знаниями в ходе игры с помощью нескольких систем восприятия информации.
В набор включено 52 кубика, 7 из которых повторяются.
Кубики подразделены по нескольким признакам:
По размеру:
- большие (кубики с твердыми слогами)
- маленькие (кубики с мягкими слогами),
По наполнению или звуку:
- золотые (кубики с гласными),
- Железные (кубики со звонкими складами),
- Деревянные (кубики с приглушенными складами),
- деревянно-золотые (кубики для складов с мягким знаком)
- железно-деревянные (кубики для складов с твердым знаком),
По цвету написанных букв на кубиках:
- гласные — голубым;
- согласные — синим;
- твердый и мягкий знак — зеленым.
- Кубики одинарные и двойные.
- Белый кубик со знаками препинания на нем.
- Кубики различаются по весу.
Зайцев написал склады на гранях кубиков. Так как кубики различаются по цвету, размеру и звуку или наполнению, то при игре с ними подключаются разные каналы восприятия информации. Дети могут именно почувствовать разницу между буквами. Игре-обучению с кубиками помогает пропевание слогов на несколько мелодий.
Предлагаю вам посмотреть видео о методике обучения чтению от самого автора. Итак, Николай Зайцев в эфире:
Какие отличительные особенности методики Зайцева?
- обучение с помощью игры
- обучение-игра проходит в неформальной обстановке. Нет парт и тишины, дети могут переходить к таблицам, кубикам, искать и выбирать.
- используется принцип наглядного представления материала. Занимаясь с помощью методики Зайцева, ребенок задействует слух, зрение и осязание.
- занятие длится около 25 минут, однако можно играть и меньше, главное, чтобы у ребенка был интерес и азарт. Занятия должны проводиться регулярно.
- развивающий материал представлен в одном месте в виде таблиц и кубиков, применяется принцип от частного – к общему, от общего – к частному
- обучающие методики универсальны. Они подходят и для дошкольника, и для школьника, и для взрослого.
Из данной статьи мы узнали, об особенностях методики Зайцева, о кубиках Зайцева, а также рассмотрели преимущества и недостатки данной методики.
Родителям предстоит выбор как, когда, чему и в какой форме учить своего ребенка.
А вы используете, использовали или собираетесь использовать данную методику развития ребенка? Каков ваш опыт и ваши впечатления от методики Зайцева? Нужно ли обучать ребенка чтению до школы?
Подпишись на новости блога и получи бесплатно электронную книгу детских сказок, а также все самое интересное из жизни блога себе на почту!
С уважением, Ирина Гаврилик!
Пыталась учить сына по этой методике. Не пошло. Ему было не интересно, я сначала настаивала, потом плюнула и он просто играл в кубики. В 6 лет очень легко ребенок начал читать по букварю Жуковой. А вот в первом классе началась беда с письмом- сын упорно пропускал гласные. Он перечитывал слово и не видел, что гласной нет, он ее, видимо, подразумевал)))Я думала, что у него дисграфия, повела сына к логопеду. После беседы с ребенком и анализа его письменных работ врач сказала только одну фразу:"По Зайцеву читать учили?"Весь второй класс делали письменные уроки вместе- я сидела рядом и заставляла проговаривать написанное. Сын уже в пятом, по русскому твердая четверка. Кубики вспоминаю до сих пор)))