Добрый день, уважаемые читатели! Когда на свет появилась наша деточка, мы с огромным интересом становились свидетелями её новых достижений. Больше всего было ожидание первых слов!

Но, знаете ли Вы, что навыки звукопроизношения рекомендуется формировать с самых пелёнок? Большой труд. Но он того стоит.

А какие мероприятия самые эффективные? Я изрыла весь интернет в поисках ответа, теперь спешу поделиться с Вами.

deti-na-svadbe

С чего начать

Младенец отмечает свой день рождения до года целых 12 раз. Ведь каждый месяц у родителей настоящий праздник! Дело в достижениях маленького существа. В первый год жизни человечек учится многому. Наш долг, конечно, помочь по всем правилам. Главное ― организовывайте упражнения в игровой форме. Ну, Вы же понимаете, что ребенка требуется заинтересовать!

С двухмесячного возраста мы делали массаж пальчиков. Просто разминали по очереди. Чуть позже, такую гимнастику можно разбавлять прибаутками, весёлыми разговорами.

А с 8 месяцев я активно комментировала малышке происходящее. Особенно на прогулке. Просто и непринуждённо рассказывала о деревьях, давая характеристики относительно высоты, цвета листьев и т. д. Очень благотворное влияние оказывают животные, которых на улице можно увидеть в большом количестве. И в 8 месяцев услышала долгожданное «Кх», что на нашем инопланетянском значило ― котик. Говорите обо всём! Так развивается словесная память и происходит подготовка к произношению первых слов.

Особенности логопедии в 2 ― 3 года

Если до года особых знаний по речевым способностям крохи с родителей не требовалось, то к двум годам задача усложняется. Логопедические занятия для детей 2 ― 3 лет необходимы для своевременной помощи в преодолении словесного барьера. К сожалению, не все дети проходят новую ступень своевременно. Малышам с нарушениями речи обязательно нужен грамотный специалист и поддержка родных. Выделю основные моменты.

  • Задания основаны на воспроизведении движений взрослого, жестикуляции, а впоследствии и звукопроизношения.

В столь нежном возрасте чаду нельзя объяснить словесно, чего от него хотят. Зато детки любят повторять. Вот и поиграйте с ними в забаву, связанную с жестикуляцией. Примером могут служить «Сорока ― сорока», «Коза ― рогатая». Сначала покажите не спеша, сыграйте, затем, попросите повторить.

  • Любые учебные процессы проводите в игровой форме.

Ведь именно это нужно любопытным исследователям. Так и заинтересуете. Но, помните, что детки не могут уделять внимание одной забавушке более 20 минут. Сумейте быстро переориентировать внимание своего сорванца.

  • Установите эмоциональный контакт.

Проявите неподдельный интерес к совместному времяпрепровождению. Крохотное существо крайне уязвимо и чувствует любые нотки в перемене настроения взрослого. Чем больше Вы будете вовлечены в суть задания, тем радостнее будет малышку.

  • А как же награды?

Не забывайте поощрять старания. Это вызовет дополнительную мотивацию, создаст благоприятный фон в общении. Так получилось, что конфеты наше чадо узнало только в 3 года. А активные тренировки для развития речи я проводила с ней в 2,5. Поощряла любимыми игрушками, а сладости заменяли фруктовые пюрешки. Это я к тому, что не нужно переусердствовать с награждением! Помните о неустоявшемся пищеварительном тракте карапуза.

malchik-dominik-s-telefonom

Развиваем общее подражание

На самых ранних периодах роста с детьми можно играть в забавы, направленные на воспроизведение. Это копирование движений взрослого человека, которые помогают раскрепоститься. Задания тренируют координацию, фантазию. Сегодня крохотуля повторяет жесты, а завтра ― слова. Да, не забывайте сопровождать такую жестикуляцию разговорами. Когда перед Вами малыш с общим недоразвитием речи (ОНР), проведение мероприятий такого рода является основой логопедии.

Самое простое, что можно предложить ― обычная зарядка. Любители активности оценят это по достоинству. Только выполняйте гимнастику в строго определённой последовательности. Тут цель ― запоминание крохотным человеком целой комбинации. Обязательно комментируйте каждый раз. Детки очень любят повторы. А если касаться углубленного материала, то можно использовать следующие забавы.

Игры с общим подражанием

А если касаться углубленного материала, то со всего многообразия упражнений я выделила основные. Моей девчушке такие были по душе.

  • «Птички»

Самая лёгкая подражалка. Ручки необходимо сложить крылышками и махать как птичка. А затем пробежаться. От такой забавушки любой сорванец будет в восторге. Особенно когда в происходящем участвует взрослый! Поддерживайте своего сорванца!

  • «Укладываем куклу спать»

В нашем детстве это называлось «Дочки ― матери». Дайте крохе куклу, организуйте спальное место, одеяло. Попросите своего помощника укачать этого пупсика. А когда он уложит, покажите знак тишины: поднесите указательный палец к губам, сказав «чи-чи-чи». Пусть малыш так попросит остальных кукол помолчать, пока пупс спит. Если крохотный человек уже немного разговаривает, объясните, что делать это нужно шёпотом. В той же манере можно купать, одевать, кормить любимую игрушку.

  • «Стихотворные действия»

Усложнить задачу можно стихотворными текстами с использованием жестов. Наша кроха любила стишок «Ветер дует нам в лицо».

Ветер дует нам в лицо, (машем у лица ладошками)
Закачалось деревцо! (ручки вверх, изображаем наклоны влево―вправо)
Ветерок всё тише, тише, (ручки опустить вниз)
Деревцо всё выше, выше! (Ручки вверх, попрыгать).

Речевое подражание

Теперь переходим к следующему этапу, пытаемся вызвать у детки любое проявление звукопроизношения. Самых простых, от мычания животных до звуков транспорта. Поэтому так важно останавливаться на обычных моментах при уличных прогулках. Только не сюсюкайте: «Ой, а ктё ето у нас проснюлся?». Кроха ещё не знаком с речью вообще! Он будет подражать, а неправильное восприятие слов останется надолго. Говорите правильно по возможности, конечно.Контролируйте себя в общении.

Ну а чтобы выловить у наследника первые «звуковые сигналы», начинайте с простого. Сюда можно отнести игру в куклы. Ну а дальше подключить фантазию! Знакомство с любыми предметами, издающими звуки: пылесос, холодильник. Знаете, моя сестра специально демонстрировала сыну такие вещи, где требовалось произнести сложные буквы: «дрр, бррр». Зато, результат налицо! Никаких дефектов произношения в дальнейшем.

v-lesu-deti

Игры с речевым подражанием

В интернете можно найти массу интересных потешек. А я расскажу наши любимые, которыми с удовольствием занимались дома.

  • «Дудочка»

Попросите карапуза поиграть на дудке. Можно приобрести в магазине, а можно сделать импровизацию. Обязательно продемонстрируйте, как звучит инструмент, озвучив: «ду ― ду». Теперь очередь маленького музыканта. Вообще, то, что касается музыкальных инструментов должно понравиться непоседе. Это и барабан, и пианино.

  • «Поехали на машинке»

Посадите малышка на свои колени, лицом к себе. Заведите машину, изображая, соответствующий звук. Можно дать импровизируемый руль. И едьте! Сигнальте: «би ― би»!

  • «Весёлый зоопарк»

В арсенале любого непоседы найдутся игрушечные животные. Соберите их в кучу и продемонстрируйте, кто как говорит. Можно, конечно, делать это и на примере книжных картинок, но игрушечные персонажи воспринимаются лучше.

Роль книги

Книга служит неотъемлемым атрибутом в формировании звукопроизношения. Посудите сами, вызывают интерес сюжет, иллюстрации, новые персонажи. Прекрасно подходит к использованию даже при различной степени тяжести ОНР. Самые несложные тексты народных сказок направлены помочь карапузу.

Ещё Сухомлинский отметил:

«Чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребёнка».

Вы говорите, параллельно показываете картинки, обсуждаете сюжет. Начинайте читать, когда Ваш наследник ещё не разговаривает. Поверьте, что словарный запас уже формируется. Только читайте с интонацией, чтобы сорванец хотел это воспроизвести. Используйте самые лёгкие потешки на начальных этапах.

Подключайте сюда подражание. Можете распределить роли, когда сценарий будет запомнен. Перекопируйте косолапого медведя, зайчика, лисичку, а малыш будет с радостью вторить! Отвечайте на вопросы. Только, когда маленький хитрец уже способен произносить вслух слова, но использует жесты чтобы о чём-то попросить, не потакайте.

Моя дочка прошение «дай» освоила одним из первых, до года. Но когда поняла, что и без этого получит интересующий предмет, исключила его из лексикона. Не допускайте лени! Но требовать тоже нельзя. Важно вызвать заинтересованность.

Bedtime story Book Child Mother Reading book Teddy

Книжный материал для занятий

Лично я порекомендовала бы читать нашего классика А.С. Пушкина. Невозможно не отметить красочную палитру данных произведений. Насколько гармонично использован подбор слов и фразеологизмов. Недаром его советуют читать и взрослым, желающим поправить правильность произношения. Так проще на начальных этапах сформировать это, нежели потом исправлять. Да и потом, это наш с Вами язык! А кто лучше классиков мог преподнести «великий и могучий» в таких красках?

Роль народного фольклора неоспорима. Это тоже будет интересно на самых ранних этапах. Но есть детки с определёнными проблемами, или предпосылками. Для таких имеются специально разработанные пособия.

  1. «Развитие лексикона: учебное пособие», автор Плотникова С.В. Тут описываются особенности лексикона крохи на каждом этапе жизни. И даётся комплекс упражнений для каждой проблемы в отдельности. Издание направлено помочь крохотуле с правильным произношением.
  2. «Альбом по развитию речи», автор В. Володина. Несложные манипуляции помогают карапузу сформировать чёткую дикцию. Рекомендуется от 3 до 5 лет. Это очень важный этап, на котором происходит активное формирование разговорного аппарата. В 3 года непоседа способен повторять массу слов. Но как он будет это делать, вопрос другой. У меня есть "Большой альбом по развитию речи", который вместил в себя 3 книги для детей (самых маленьких, 3-6 лет и дошкольников). Если кратко, то я от нее в восторге.
  3. «Как превратить «неговорящего» ребёнка в болтуна», авторы Башинская Т.В., Пятница Т.В.В этой книге систематизированы практические навыки, направленные помочь неговорящим малышкам. Очень ярко описан метод участия мелкой моторики в формировании звукопроизношения.
  4. «Логопедическое пособие для занятий с детьми», автор Богомолова А.И. Издание вместило в себя приёмы для восстановления нарушенных звуков. Необычным тут является то, что методика основана на произведениях известных авторов. Всем в детстве читали Агнию Барто, С.Я Маршака и др.
  5. "Уроки логопеда. Игры для развития речи." Автор Елена Косинова. Эта книга мне очень нравится. В ней есть огромное количество игр для пальчиков, артикуляционные упражнения и много скороговорок.

Если Вам интересно, какие еще есть пособия, приглашаю сюда.

mama-s-rebenkom-i-knigoy

Влияние мелкой моторики

Наверное, нет человека, который бы не слышал о влиянии моторики на головной мозг. Механизм прост, подаётся импульс, мозг работает. С детишками это должно проходить в игровой форме. Необходимо, что-то вытаскивать, собирать крупную мозаику и т. д.

Я расскажу самые доступные приёмы, которые применяла для дочки в 1,8 годика.

  • Найди, что на дне

Берём 2 миски, в одну насыпаем фасоль, в другую гречку. А на дно прячем маленькие сувениры. Пусть непоседа обеими ручками роется и ищет!

  • Найди одинаковые мешочки

Нам понадобятся 9 мешочков. В каждые 3 кладём одинаковые вещички. Я использовала скомканную бумагу, вату, рис. А детёнчик ищет одинаковые по ощущениям пакетики.

  • Весёлый Ёж

Берём кусок картона, вырезаем профиль ежа. Наверх одеваем прищепки, которые непоседа должен снять. Учите сначала снимать, а потом одевать на место.

  • Месим тесто!

Каждая мама хоть раз да пекла пироги. Раз в неделю сделайте это себе за правило, и накормите родных, и детворе польза! А секрет в том, что Ваш активист помогает месить маленькими ручками. Мы и сейчас лепим!

  • Мало ― много

Используйте игрушки, объясняя понятия, где мало предметов, где много. Что значит большой, что маленький.

  • Раскраски

Без карандашей, красок и пластилина не обойтись. Есть выбор недорогих книг, куда лепятся кружочки, наклейки, разукрашиваются предметы, например, мяч. Развивается фантазия, моторика. А также показывайте, рисуя, понятия длинное ― короткое, разбирайте цвета, изучайте цифры и буквы.

Сенсорное развитие

Необходимое мероприятие для ребятишек. Помогает различать предметы между собой посредством зрения, осязания, вкуса, обоняния. Различать между собой: крупное ― мелкое, длинное ― короткое, тонкое ― толстое, узкое ― широкое, солёное ― сладкое. Кроме этого, изучение цветов. Самые основные: красный, синий, зелёный, жёлтый.

Очень хорошо осваивать такие вещи на прогулке. Примерами могут служить деревья, палочки разной длинны, трава. Мелком можно рисовать на асфальте, обязательно дав попробовать это новшество наследнику. Ну а в квартирных условиях сенсорную методику применяют на основе специальных картинок. Можно вырезать картонные полоски с нужными характеристиками, рисовать. Просто рассматривать домашние предметы.

Игры с водой, с различными материалами, крупами и тестом в статье «Сенсорное развитие»

Milana-v-zooparke

Весёлая тренировка

Во многих пособиях для логопедических мероприятий рекомендуется применять артикуляционную гимнастику. Суть её в тренировке мышц языка, губ, щёк. Нашей дочери очень нравились такие манипуляции. Особенностью зарядки служит то, что действия производятся медленно. Необходимые мышцы должны быть напряжены.

Упражнения для язычка

  1. Качельки. Высунув язычок, попробовать дотянуться до носа, затем до подбородка
  2. Спиралька. Поворачивать языком то вправо, то влево, движения производить по кругу.
  3. Скачем на лошадке. Изображаем цоканье лошади. У нас получилось не сразу, но когда урок был освоен, радости предела не было!
  4. Кто пришёл? Сорванец высовывает язычок, повторяя за взрослым, который комментирует:

Язычок выглянул в окошко, посмотреть, кто к нему пришёл в гости (высунули язык). Но никого там не нашёл, посмотрел налево (повернули язык влево). Посмотрел направо, вверх, вниз (повторяем движения в соответствующие стороны).

Плюсом таких приёмов является то, что детишек не нужно заставлять, они сами просят позаниматься!

Разминаем щёки и губки

  • Раздуваем самовар

Надуваем щёки, затем медленно выпускаем воздух. Можно перекатывать воздух с одной половины ротовой полости в другую.

  • Молчим как рыба

Изображаем рыбий рот, втягивая щёки, а губки вытягивая вперёд. Но это ещё не предел, губоньками при этом необходимо поработать. Очень забавный приём.

Сами губы можно тренировать, произнося простейшие звучания, так вытягивать в трубочку и т.д. А ещё развивать дыхание, это способствует произношению слов. Можно дуть кусочки бумаги или ваты на скользящей поверхности.

zanyatiya-s-logopedom

Артикуляционная гимнастика при заикании

Проблема заикания выявляется на ранних стадиях, когда карапуз начинает говорить. Пока проблему можно поправить специальными тренировками. К таким относится артикуляционная зарядка с использованием мимики. Тут упражняем лоб, рот, язык, глаза.

  1. Напрягаем брови, сердимся. Затем расслабляем, знак удивления.
  2. Подмигивать глазками, зажмуриваться.
  3. Жуём со звуком «уоаэ».
  4. Притворяемся, что полощем рот, полоскаем.
  5. Улыбаемся, растягивая рот.
  6. Показываем то верхние, то нижние зубки.
  7. Чистим зубы, но не щёткой, а язычком с внутренней и внешней стороны.

И включаем фантазию, изображаем лицом различных персонажей. Можно рассердиться или обрадоваться, захныкать или засмеяться. Ребятишкам с заиканием можно и нужно помочь дома, выполняя ежедневно курс специальных процедур. Помните, что с маленькими проще, чем с подросшими сорванцами. В возрасте 2 ― 3 лет наши неугомонники воспринимают такие важные задания, как забаву. Поэтому совмещается сразу 2 функции.

Неговорящие крохотули

С неговорящими детишками сперва тренируют психические функции: память, мышление, внимание. К сожалению, у таких крох не происходит восприятие сказанного. В 2 года нормой является реакция на своё имя, смену интонации и голоса. В противоположном случае наблюдается замедленность действий, невнимательность, плохое запоминание услышанного.

Подход тут особенный, требуется совмещать комплекс мероприятий с опытным логопедом и домашние игры. Не давите на такого малышка. Есть у нас родственник, который не разговаривал до 3 лет. Но дело пошло на поправку после этого возраста. Сейчас это самодостаточный молодой человек, учащийся в ВУЗе.

Milana-v-trave

Паниковать и раздражаться не стоит. На ранних стадиях многое можно поправить, просто нужен систематический подход. Соблюдайте назначенные предписания врача, а я Вам могу порекомендовать интересные мероприятия, реально помогающие. Вообще-то приёмы остаются такими же.

  1. Развитие мелкой моторики.
  2. Артикуляционная гимнастика.
  3. Игры, тренирующие внимание и память.
  4. Копирование.
  5. Сенсорное развитие.

Данные приёмы объединяются в лексические темы:

  • Семья
  • Животные
  • Домашние театры
  • Транспорт

Перечень тем выбран не зря. Ведь упражнения должны проходить в непринуждённой и знакомой обстановке, на самых простых примерах. Посудите сами, мы каждый день сталкиваемся с родными и близкими, гуляем с ребятишками. Совмещайте приятное с полезным! А теперь давайте рассмотрим подробнее каждый метод.

Семья

Начинайте с тех, кого малявочка видит каждый день, с самых родных и близких.

Память, мышление

Тренируем память, рассказывая, кто есть кто. Детки любят рассматривать фотографии. Показывайте и просите показать, где папа, где бабушка, дедушка. Но наиболее интересное, пусть найдёт сам себя.

Речевое подражание

На примере родственников покажите, кто большой, кто маленький. Спрашивайте о действиях, производимых людьми: «Кто готовит кушать?». Дайте ответ. Способствуйте повторению мимики.

Сенсорика

Спрашивайте, у кого кофта зелёного цвета и т. д.

devochka-i-pavlin

Животные

Хорошо, если дома есть кошка или собачка. Животные, вообще, помогают восстановиться, учат добру. А тут, типичный пример!

Артикуляционные занятия

Кошечка проснулась, умылась. Затем, попила молочка, облизалась (показываем). Пошла кошка на охоту, легла у норки, мышку сторожит (ротик ― норка, язычок ― мышка, осторожно высовываем язык, водим по сторонам). Мышка поймана (прикусить легонько язычок).

Разминаем пальчики

Пальчики ― лошадки, которые скачут по полю. Можно воспроизводить прибаутку
По тропинке гладкой скачут пальцы, как лошадки
Цок, цок, цок, цок скачет быстрый табунок!
Движения постепенно ускоряются.

Внимание

Можно приобрести в магазине крупные пазлы, а можно разрезать картинку с животным. Попросите сложить малыша рисунок.

Речевые повторы

На животных очень легко показывать короткие звуки, имитация их речи. Можно на примере игрушек. А если Вы живёте в частном доме и имеете небольшое хозяйство, будет вдвойне интересней. Воспроизводите, как мычит корова: «му», хрюкает поросёнок: «хрю-хрю», мяукает котик: «Мяу, мур».

Артикуляция

Объясните понятие «дикие звери». Где живут те или иные. Показать мимикой лису, вытянув губки вперёд. Медведя, оттопырив нижнюю челюсть. Зайку, подняв верхнюю губу, изобразить грызущие движения.

Домашний театр

У Вашего малыша есть любимые народные сказки? Предложите оживить героев! Сделайте импровизированную сцену, поставьте занавес, соберите игрушки. Самые удачные варианты «Репка», «Теремок». Терем может быть собран вместе из обычного конструктора. А ещё детская считалочка: «Раз, два, три, четыре, пять вышел зайчик погулять». Число символизирует количество пальцев. Этот спектакль можно показать руками, ходить пальчиками по столу, подняв вверх указательный и средний, изображать зайца.

Очень интересным получится сюжет морской тематики. В таз с водой поставьте бумажный корабль, предложите подуть на него. Представляете, какой будет восторг? Также игра с куклами, умываем, кормим, укладываем спать.

Транспорт

Не менее увлекательным станет забава с участием различных транспортных средств. Самолёт, паровоз, автомобиль.

Повтор речевого звучания

Предложите послушать звучание:
Машина би ― би
Самолёт ууу
Паровоз ту ― ту
А потом спросите малыша, что тот услышал.

Сенсорика

Предложите рассортировать по цвету транспорт или поставить на своё место модели автотранспорта.

Память, внимание

Приобретите парные картинки, наподобие домино. Возьмите один рисунок и предложите найти такой же. Если Вы успели познакомить своё чадо с цифрами, можно посчитать количество одинаковых изображений.

Логопедические занятия для детей 3-4 лет — особенности, практические занятия и игры.

На этом, дорогие читатели, позвольте попрощаться. От Ваших стараний зависит будущее хрупкого существа. Берегите себя и своих близких. И не забудьте подписаться на обновления нашего блога. До скорых встреч!

Любите читать? Рекомендую