Коррекция заикания у детей дошкольного возраста

Всем доброго дня! А знаете ли вы, что коррекция заикания у дошкольников проводится по разным методикам? То есть если брать конкретный случай, то один вариант лечения может принести быстрый результат, а другой заставит себя ждать. Так какой же метод подходит именно вашему крохе? Сейчас будем выяснять!
Содержание статьи
Методы
Любая логопедическая программа разработана с учётом особенностей заикающегося малыша. Точнее, его речевых особенностей. В основном детки с подобными проблемами после нескольких неудачных попыток высказать мнение, начинают стесняться. Причиной тому может стать и коллектив, и семья (Да! Случается, что и в семье находятся желающие посмеяться над проблемой маленького человека!).
Важно преодоление этой стеснительности. Конечно, постепенно. Поэтому, большинство корректирующих занятий начинаются с простейшего, постепенно повышая сложность. К примеру, сначала детки говорят шёпотом, а в конце курса они уже выступают перед публикой!
Всё это изобрели не простые люди. А учёные. Поэтому и название методикам дано по фамилиям этих учёных:
- Стрельниковой.
- Мироновой.
- Волковой.
- Выгодской, Пелленгер, Успенской.
Существуют и иные курсы для лечения заикания у дошкольников. Но эти признаны самыми эффективными в своей области.
Дыхательные упражнения по Стрельниковой
Сам подзаголовок говорит за суть методики. Автор предлагает комплекс упражнений по дыханию. Одновременно ребёнок должен совершать предлагаемые физические движения. В какой-то степени это можно представить в игровой манере. По отзывам большинству деток нравится такой подход.
Но есть одна особенность: метод комплексный, как и все остальные. Т.е. движемся от простого к сложному. Следующее упражнение не делается без предыдущего. Хотя, в некоторых статьях встречала частичную выборку из этого комплекса. Ну тут уж как скажет ваш врач.
Сезонный подход по Мироновой
Итак, программа состоит из разделов:
- Знакомство с окружающей природой.
- Развитие речи.
- Формирование элементарных математических представлений.
- Творчество: лепка, рисование и т.д.
Метод состоит из 4-х курсов. И примечательно, что на каждый курс отводится по сезону.
Сезон первый:
Неторопливый рассказ преподавателя, состоящий из коротких, но ёмких фраз. Подкрепляться это должно картинками. Происходит побуждение к ситуативной речи. Т.е. рассказу того, что ты видишь на данный момент на картинке.
Сезон второй:
Побуждение деток к рассказу по вопросам учителя, а так же без этих вопросов. Тут происходит постепенный переход от ситуативной к контекстной речи, когда рассказ строится на приобретённом опыте. Например, ребёнок повествует, что сегодня было в детском саду. Это логически построенные предложения без опоры на картинки.
Сезон третий:
Контекстная форма преобладает. Возрастает уровень сложности.
Сезон четвёртый:
Детки учатся строить разговор самостоятельно, без подручного материала. Опираются в рассказах только на вопросы логопеда. А иногда обходятся и без них.
Игровой подход по Волковой
Автор полностью убеждён, что только игровые ситуации способны раскрепостить кроху. И, честно говоря, я поддерживаю это направление. Ну как ещё убедишь карапуза позаниматься? Когда моей дочке было 2 годика, она заинтересовалась буквами и цифрами. У нашей бабушки был весь холодильник ими облеплен. Магнитные такие, знаете?
И что бы ни говорили современные педагоги, дескать, ни к чему рано детей учить алфавиту, мне пришлось это делать. Дитя ведь требует! Просто буковки все были цветными, да ещё и к холодильнику цеплялись здорово! Какой малыш в 2 года не заинтересуется таким дивом-дивным?
Так что игровые моменты многое способны решить! Ах, да, простите, заговорилась. Итак, Волкова предлагает ставить сценки из обычной жизни. А кроха будет постепенно переходить от роли второстепенной к главной! Как считаете, повысится его самооценка? Конечно да!
Становление речи по Выгодской, Пеллингер, Успенской
Данная программа тоже построена на игровых элементах. Идём от простого к сложному. Детки учатся расслабляться, затем правильно дышать посредствам коротких ответов. И так, постепенно, подходят к сюжетным сценкам. Сначала дитя управляет ручной куклой. Ведь, когда говоришь за кого-то проще высказаться, верно?
Завершающим этапом является спектакль, где малыш будет играть сам. Ну и, конечно, после такого волнительного момента не забывайте о поощрении для маленького актёра!
Какую методику выбрать?
Знаете, почему не каждый метод может быть эффективным? На мой взгляд тут несколько факторов:
- Работа логопеда. Не раз приходилось слышать, что при смене специалиста эффективность занятий повышалась. Раньше дитя и 5 минут не высиживал. А теперь весь урок слушается и занимается с охотой. Да и в речи появляются значительные улучшения.
- Собственно говоря, сама методика. Возможно, вашему крохе по душе будет какая-то определённая. А по другой он и заниматься не пожелает.
- Конечно же от формы заикания. Помните, что предлагать всё же должен врач. Пусть он определит вид заболевания, психотип малыша. Попросите его обозначить несколько подходящих программ. А вы уже остановитесь на одной.
Наверняка, ваш врач предложит и дополнительные способы и методы. А, возможно, он как-то их скомбинирует. Дерзайте и пробуйте! Ведь, чем раньше начать работать над исправлением ситуации, тем эффективнее результат.
А теперь расскажите вы, какие программы по устранению заикания знаете? Чем пользовались? Какой эффект? Оставляйте комментарии и становитесь подписчиком блога. Пока. До новых встреч!