Сказка… Детство…Радость за одного героя и сочувствие другому…

Все мы помним мир детства и сказочных персонажей. Родителей, которые рассказывали нам сказки. Помните ли вы свои любимые сказки? А вы читаете их детям? А вы знаете, что полезно и нужно знакомить детей со сказкой? Ведь возможно воспитание сказкой, лечение сказкой  или занятие сказкотерапией, о чем мы и поговорим в данной статье.

Сказкотерапия или воспитание сказкой

Что же такое сказкотерапия или воспитание сказкой? Какая бывает сказкотерапия? Как написать правильную  сказку? Полезны ли художественные сказки? Ответы на данные вопросы вы найдете в данной статье.

Сказка сближает родителей с ребенком, ведь именно сказка является понятной как ребенку, так и его родителям. Благодаря сказкам с ребенком могут произойти чудесные перемены.

Что же такое сказкотерапия?

Сказкотерапия – самый древний и самый детский метод практической психологии. Наши предки вместо того, чтобы наказывать своих детей, рассказывали им сказки.  С помощью сказок можно решить многие проблемы. Это и низкая самооценка, и неуверенность, и различные боязни (темноты, врачей), проблемы  с едой или горшком, слишком агрессивный или гиперактивный ребенок, гибель близкого члена семьи и многое другое.

Воспитывать сказкой можно в том случае, если:

  • Ребенок понимает, что есть сказочная действительность и есть реальная жизнь, которые отличаются. Обычно это понимание приходит в возрасте 3,5-4 года, хотя во всех правилах есть свои исключения.
  • Сядьте с ребенком в комнате, приглушите немного свет и начните рассказывать сказку. Если ребенок 5-10 минут сидит неподвижно и внимательно вас слушает, то метод сказкотерапии для коррекции его поведения подходит. Если же малыш все время двигается, говорит, пытается уйти, то или вы выбрали неподходящее время для сказки или данный метод вашему малышу не подходит.

Какая бывает сказкотерапия?

Воспитывать сказкой можно по-разному:

  •  сочинение сказки для ребенка взрослым по поводу проблемы, которая у него возникла. Сказка, которая помогает справиться ребенку с конкретной ситуацией, с которой он столкнулся. Часто ребенок приходит к нам за помощью, но наши варианты разрешения ситуации детям не всегда подходят. И они делают вывод, что здесь нечего ждать помощи. Сказка отличный способ наладить отношения с ребенком, ведь она понятна как взрослым, так и детям.
  • сочинение сказки самим ребенком. Можно попросить, чтоб ребенок сам придумал сказку. В этом случае можно определить отношение ребенка к тому или иному событию, о котором ребенок не может или не хочет говорить.
  • взаимосвязь родителя/психолога и ребенка. В этом случае берется народная сказка, которая может быть видоизменена, или авторская. Взрослый заранее продумывает те вопросы, которые нужно задать ребенку. Важно, чтобы данные вопросы относились к выбранной сказке и одновременно характеризовали возникнувшую проблему. С помощью грамотно составленной сказки проблема будет устранена.

Ребенок чувствует себя защищенным сказкой и может многое рассказать про свои чувства, эмоции и переживания от имени героя сказки. Сказочные герои совершают поступки, а затем извлекают из них уроки и изменяют свою жизнь.

Сказкотерапия или воспитание сказкой

Как написать правильную  сказку?

  • Лучше всего сочинять сказку с ребенком перед дневным или ночным сном. Важно, чтобы прошло немного времени после случившегося происшествия. Ребенок должен успокоиться и тогда он сможет посмотреть на ситуацию со стороны.
  • В сказке должен быть главный герой и ваш ребенок должен ассоциировать себя с ним. Лучше не использовать в сказках уже имеющихся героев (крокодил Гена, Красная шапочка), а придумать новых персонажей. Например, вы рассказываете ребенку сказку, в которой крокодил Гена пример для подражания, а в детском саду воспитатель скажет про него что-то негативное. Вся ваша работа может быть разрушена.
  • Начинать сказку нужно со слов “в некотором царстве…” В этом случае ребенок сам сможет определиться насколько близко он будет принимать сказочную историю. Следует создать для ребенка тот мир, в котором ему будет интересно и комфортно. Не следует ограничивать его фантазию.
  • Следует описать жизнь сказочного героя в сказочной стране так, чтобы ребенок уловил схожесть со своей жизнью.
  • Герой должен столкнуться с проблемой, похожей на реальную проблему ребенка. Например, боязнь темноты или нежелание ходить на горшок.  Сказочный герой должен испытать те чувства и эмоции, которые мучили ребенка.
  • Появляется много способов и возможностей выбраться из данной ситуации. Герой ищет выход из сложившейся ситуации, а вместе с ним и ребенок.

Полезны ли художественные сказки?

Да, безусловно. Рассказывая такие сказки не нужно указывать на сходство ребенка с персонажем. Ребенок сам все поймет. Такие сказки нужно вместе обсудить. Вот несколько таких сказок:

  • “Кот, Петух и Лиса” – сказка подходит для деток, которые боятся позвать на помощь, а также с помощью сказки можно объяснить, что семья всегда поможет в неприятной ситуации (вопрос – почему Кот спасает Петуха?).
  • “Заяц-хвастун” – сказка подходит для детей, которые любят приукрашивать события, приврать по пустякам.
  •  “Приключения незнайки”  - сказка подходит для прочтения шаловливому или легкомысленному ребенку.
  • “О рыбаке и рыбке” – сказка для жадных или эгоистичных детей.
  •  “О трусливом зайце” – сказку следует рассказать пугливому ребенку.

Из статьи “Сказкотерапия или воспитание сказкой” мы узнали, как правильно сочинять сказки, какие бывают виды воспитания сказкой, нужно ли рассказывать художественные сказки, а также определились в каком возрасте лучше всего применять метод сказкотерапии.