Конечно, каждый ребенок развивается в своем темпе. Один малыш в 6 месяцев уже хочет стать на ножки, а второй только пытается сесть. Кто-то начинает говорить раньше, кто-то позже. Девочки начинают говорить раньше своих сверстников-мальчиков, и у них словарный запас растет быстрее.

Как научить ребенка разговаривать

Можно и нужно помочь ребенку начать говорить. Так он сможет выражать свои мысли и чувства, делится своими переживаниями и своими новыми открытиями.

Как научить ребенка разговаривать

Советы и рекомендации или что нужно делать, чтобы научить ребенка говорить.

  • НУЖНО разговаривать с ребенком с самого его рождения. Всегда и везде.

Все, чем вы занимаетесь в течение дня нужно проговаривать. Если для вас ваши занятия являются обыденными и выполняются машинально, то для вашей крохи это нечто новое, интересное и необычное. Например, начиная стирку, комментируйте каждое свое действие, что вы кладете в стиральную машину, как включаете и зачем это надо. Собираясь на прогулку, расскажите, зачем вы туда идете, что там увидите и во что оденетесь. Помните, что ребенок не только должен вас слышать, но и видеть вашу мимику и артикуляцию.

Помните, даже если первоначально кроха улавливает интонацию, то это вовсе не значит, что он ничего не помнить. Наоборот, так словарный запас вашего малыша накапливается.

  • НУЖНО задавать уточняющие вопросы, а не выполнять все его желания с полужеста.

Как научить ребенка разговаривать

  • НУЖНО развивать мелкую моторику детских пальчиков.

Пусть ваш малыш играет с пуговицами, горохом и фасолью (конечно, нужно следить за игрой). Лепите с ним из пластилина и теста различные фигурки, играйте в пальчиковые игры, строите башни из песка. Дайте ребенку помочь вам замесить тесто или приготовить сырники. Как мы развивались, помогая маме по хозяйству тут.

Есть такое понятие «сенсорное развитие ребенка». Сенсорное развитие – это чувственное восприятие ребенком окружающей среды. Существует большое разнообразие различных видов игр, которые способствуют сенсорному развитию у малышей. Подробнее о некоторых из них описано здесь.

  • НУЖНО читать и рассказывать ребенку сказки, рассказы и стихи.

Конечно, сказки должны быть по возрасту, понятны и интересны ребенку. Обязательно комментируйте и дополняйте прочитанное.

  • НУЖНО побуждать ребенка к разговору.

Если ваш кроха тянет ручку, показывая на конкретный предмет, не торопитесь исполнять его желание. Пусть попросит, можно дать ему предмет, который находится недалеко. Если ребенок отказывается и тянется к другому предмету, можно сказать: “Я не понимаю, что ты хочешь. Нужно сказать: дай, [называете предмет]”.

  • НУЖНО выключить телевизор.

Телевизор оказывает большое влияние на развитие речи у ребенка. О влиянии телевизора на детей подробнее тут.

  • НУЖНО хвалить ребенка и радоваться вместе с ним новым произнесенным словам.

Как правильно хвалить ребенка? Ответ здесь.

  • НУЖНО тренировать артикуляционный аппарат.

Это значит, что нужно учится кривляться перед зеркалом, надувать щеки, цокать. То есть всячески тренировать мышцы речевых органов, таких как губы, язык и щеки. Есть специальные упражнения для обучения гласным звукам, для укрепления мышц языка, для укрепления корня языка, упражнения для щечек. Конечно, все эти упражнения сопровождаются веселыми стихами и забавной мимикой. Предлагаю ознакомится со статьей о логопедических занятиях с ребенком дома.

  • НУЖНО говорить простыми предложениями.

Как научить ребенка разговаривать

  • НУЖНО общение с другими детьми.Можно ходить на занятия, приглашать гостей или самим ходить в гости, знакомится на прогулке.

Для развития речи своих деток некоторые родители используют различные развивающие методики. Методика Сесиль Лупан - одна из методик раннего развития детей, описана в этой статье.

Что не нужно делать:

  • НЕЛЬЗЯ “сюсюкаться”.

Не нужно разговаривать с ребенком на его языке. Если он называет машину бибикой, то Вам не зачем повторять. Вы ведь хотите, чтоб ваш ребенок говорил грамотно.

  • НЕЛЬЗЯ часто пользоваться соской.

Детки, которые часто были с соской во рту, начинают говорить позже тех, кто ей не пользовался либо использовал только в крайних случаях.

  • НЕЛЬЗЯ использовать только существительные в разговоре с ребенком.

Ведь есть еще и глаголы. А также прилагательные. Говорите ребенка не просто: “смотри, собачка”, а: “смотри, собачка побежала” или “смотри, какая маленькая (красивая, серая) собачка”.

  • НЕЛЬЗЯ заменять сложные на ваш взгляд слова простыми и не нужно обобщать.

Если на картинке нарисована кепка, то это кепка и никак не панамка. Если нарисован морской конек, то пусть он им и останется.

  • НЕЛЬЗЯ разговаривать с ребенком через плечо.

Слушайте ребенка, дайте ему время сказать, отвечайте ему, задавайте наводящие вопросы и ребенок с радостью будет делиться с вами своими новыми впечатлениями.