Существует большое количество различных методик, которые направлены на развитие различных способностей у детей. В предыдущей статье мы рассмотрели методику раннего развития Марии Монтессори, в данной статье я хотела бы остановиться на  интересной методике развития логического мышления, а именно на системе Дьенеша.

Игры на развитие логического мышления или система Дьенеша

Кто такой Дьенеш и на чем основана его система? Что такое логические блоки и зачем они нужны? Какие есть игры на развитие логического мышления?  Чему научатся дети, развивающиеся по системе Дьенеша? На эти вопросы вы узнаете ответы из данной статьи.

Золтан Дьенеш

Золтан Дьенеш – венгерский педагог, психолог и математик. Дьенеш хотел сделать математику более доступной и понятной для детей. Он не понимал, почему математику считают трудной. Почему некоторые дети овладевают ей с легкостью, а другим она дается тяжело. Дьенеш провел много различных исследований и изобрел собственный наглядный материал для развития логического мышления (логические блоки или кубики Дьенеша) ребенка с помощью игры. Он создал уникальную авторскую методику обучения (которая получила название «новая математика») деток дошкольного возраста математике. В основу данной методики развития было положено изучение математики при помощи различных увлекательных игр.

Также следует отметить, что Золтан Дьенеш также придумал сказочную страну «Руританию», создал теорию шести стадий изучения математики, разработал  многочисленные логические игры.

Логические блоки

Логические блоки – это набор, состоящий из 48 объемных геометрических фигур. Следует заметить, что в наборе нет ни одной точно такой же фигуры. Логические блоки Дьенеша – это своего рода уникальный конструктор для развития аналитический способностей у детей с помощью разнообразных интересных развивающих игр. С помощью данных игр дети тренируют память, внимание и восприятие, учатся анализировать информацию.

Геометрические фигуры в наборе различаются по следующим свойствам:

  • -       Форме. Объемные геометрические фигуры в форме круга, квадрата, треугольника и прямоугольника.
  • -       Цвету. Данные фигуры раскрашены в три основных цвета – красный, желтый и синий.
  • -      Размеру. Большие и маленькие.
  • —       Толщине. Толстые и тонкие.

Игры на развитие логического мышления или система Дьенеша
Следовательно, каждая геометрическая фигура в наборе характеризуется по четырем признакам: форме, цвету, размеру и толщине.

В данной методике используется принцип “от простого к более сложному”. Следовательно, блоки Дьенеша можно использовать как для развития детей двух лет (самые простые игры), так и для развития логического мышления детей предшкольного и школьного возраста. По данным блокам можно заниматься как в группе, так и индивидуально.

Чему научатся дети, развитие которых происходит по системе Дьенеша?

  • — дети смогут выявлять и абстрагировать в предметах определенное свойство (цвет, форма, толщина, размер).
  • — научатся сравнивать, классифицировать или обобщать предметы по необходимому признаку (цвету, форме, размеру, толщине).
  • — смогут анализировать, сравнивать, классифицировать предметы по двум, трем, четырем признакам.
  • — научатся грамотно строить предложения, используя союзы и, или, частицу не. Научатся использовать более сложные грамматические структуры предложений.
  • — у детей развиваются способности производить действия в уме.

Перед тем, как начинать играть с ребенком с данным дидактическим материалом, нужно дать ребенку данные фигуры в свободный доступ. Пусть ребенок их потрогает, внимательно рассмотрит, ощупает, изучит самостоятельно. Только после этого переходите к конкретным развивающим играм.

Игры для детей двух лет

Игры на развитие логического мышления или система Дьенеша
Для детей этого возраста следует использовать игры, с помощью которых малыши научаться различать предметы по свойствам, а также освоят понятия «такой же как», «не такой как» по таким признакам как форма, цвет, размер, толщина.

Игра “Найди меня” (классификация по одному признаку)

— найти фигуры, которые соответствуют определенному признаку:

  • * найди все фигуры желтого (красного, синего) цвета. Найди все фигуры как эта по цвету (показываете малышу фигуру нужного цвета; спрашиваете, какого она цвета)
  • * найти все геометрические фигуры в форме круга (квадрата, треугольника, прямоугольника). Найти все фигуры как эта по форме (показываете малышу фигуру нужной формы; спрашиваете, какая это форма)
  • * найти все маленькие (большие) фигуры. Найти все фигуры как эта по размеру (показываете малышу фигуру нужного размера; спрашиваете, маленькая фигура или большая)
  • * найти все тонкие (толстые) фигуры. Найти все фигуры как эта по толщине (показываете малышу фигуру нужной толщины; спрашиваете, какая она).

— найти фигуру, которая не соответствует определенному признаку:

  • * найти все не красные (синие, желтые) фигуры. Найти все не такие по цвету фигуры как эта (покажите ребенку фигуру определенного цвета, попросите найти все фигуры с цветом, отличным от заданного цвета)
  • * найти все не круглые (квадратные, треугольные, прямоугольные) геометрические фигуры. Найти все не такие по форме геометрические фигуры как эта (покажите ребенку фигуру определенной формы, попросите найти все геометрические фигуры с формой, отличной от увиденной ребенком)
  • * найти все не маленькие (большие) фигуры. Найти все фигуры не такие по размеру как эта (покажите ребенку фигуру определенного размера, попросите найти все фигуры с размером, отличным от заданного вами размера)
  • * найти все не толстые (тонкие) фигуры. Найти все фигуры не такие как эта по толщине (покажите ребенку фигуру определенной толщины, попросите найти все фигуры с толщиной, отличной от увиденной ребенком)

— Какая эта  фигура по цвету (форме, размеру, толщине)?

 Игра

Положите перед ребенком три фигуры, пусть ребенок закроет глаза.

— уберите одну из фигур. Какая фигурка пропала?

— поменяйте две детали местами Что изменилось?

Игра “Что лишнее?”

Положите перед ребенком три детали, две из которых схожи по одному признаку, а третья отличается по данному признаку.

Например, красный треугольник, зеленый квадрат, красный прямоугольник (по цвету)

Красный круг, зеленый круг, синий квадрат (по форме)

Игра “Угадай, что это”

Складываем блоки в мешочек и просим ребенка на ощупь угадать, что он держит или просим найти определенную фигуру на ощупь.

Пройдя все простые игры, можно начинать изучать более сложные развивающие игры и задания.

Игры на развитие логического мышления для детей более старшего возраста

Игра “Цепочка или паровозик”

Игры на развитие логического мышления или система Дьенеша
От любой фигуры нужно построить цепочку или паровозик.

Варианты игр.

* чередуя детали по определенному признаку.

Например,

  • -по цвету: синяя, желтая, синяя, желтая…
  • — по размеру: маленькая, большая, маленькая, большая…
  • — по форме: квадрат, круг, квадрат, круг…

* построить паровозик так, чтобы каждая следующая фигура отличалась от предыдущей только по одному признаку (цвету, форме, размеру, толщине)

Например,

  • — только по цвету: красный большой толстый квадрат, синий большой толстый квадрат, зеленый большой толстый…
  • — только по форме: зеленый большой тонкий круг, зеленый большой тонкий квадрат, зеленый большой тонкий треугольник…

* построить цепочку так, чтобы рядом не было фигур одинаковых по двум признакам.

Например,

  • — по форме и цвету: красный круг, зеленый квадрат, синий треугольник…
  • — по цвету и размеру: красный маленький круг, зеленый большой круг, синий маленький квадрат…

* построить паровозик, чтобы рядом были фигуры одинаковые по одному признаку, но разные по другому признаку.

Например,

  • — Одинаковые по размеру, но разные по форме: маленький квадрат, маленький круг, маленький треугольник…
  • — Одинаковые по цвету, но разные по размеру: красный большой круг, красный маленький квадрат, красный большой треугольник…

Игра “Домино”

Все блоки делятся между участниками (2-4 человека) поровну. Каждый участник ходит по очереди. Между участниками согласовывается, какими фигурами нужно ходить. Это могут быть фигуры разного цвета или фигуры одинакового цвета, но разной формы.  Если у участника нет нужной фигуры, он пропускает ход.

Игра “Второй ряд”

Цель данной игры построить ряд из пяти блоков, а сверху над ним разместить второй ряд фигур, отличающийся по определенному признаку.

Например,

  • Первый ряд: красный круг, зеленый квадрат, красный треугольник
  • Второй ряд: синий круг, красный квадрат, синий треугольник – отличается по цвету от первого ряда.
  • Второй ряд: красный треугольник, зеленый круг, красный круг – отличается по форме от первого ряда.

Игра “Раздели фигуры”

Суть игры заключается в том, что необходимо разделить блоки по одному из свойств (форме, цвету, размеру или толщине) между участниками данной игры.

Например,

  • *по форме. Мишке достанутся все круглые блоки, зайчику все треугольные, а уточке квадратные.
  • * по размеру. Мишке все маленькие, а зайке большие блоки.

Игра “Клад”

Перед ребенком выкладываем восемь фигур и под одним из них прячем наш клад (монетку, картинку, пуговичку). Ребенок должен задавать вопросы, на которые можно отвечать только да или нет.

Например,

— Клад под толстым блоком

— Нет. (Ребенок делает вывод, что клад под тонким блоком)

— Клад под красным блоком?

— Нет.

-Под желтым?

— Нет. (Ребенок делает вывод, что клад под синим блоком)

— Клад под маленьким блоком? И так далее.

Игра “Уборка”

Мама убирает в коробку только красные блоки, ребенок круглые, мама большие и так далее.

Здесь представлены не все игры на развитие логического мышления. Есть еще более сложные игры для детей школьного возраста.

Представленные игры помогают развивать логическое мышление, способствуют развитию аналитических способностей, а также формируют навыки для решения логических задач. Основной целью использования блоков Дьенеша является помощь детям в решении логических задач на разбиение по свойствам просто и с помощью интересных игр.

В статье мы рассмотрели различные игры на развитие логического мышления у детей, а также узнали кто такой Дьенеш и что такое логические блоки.

А вы используете данную систему для развития логического мышления вашего ребенка? Знали ли вы о существовании системы Дьенеша?

P.S.

  1. Поделитесь, пожалуйста, информацией с вашими друзьями, нажав на кнопочки соц. сетей. Спасибо.
  2. Подписывайтесь на обновления блога, узнавайте много полезной информации, получайте бесплатно электронную книгу детских сказок!

С уважением, Ирина Гаврилик