Всего несколько лет назад, такой важный атрибут родителей-автолюбителей в любой европейской стране, как детское автокресло, считался нашими соотечественниками не более чем некий автомобильный аксессуар, приобретение которого является неоправданной тратой денег. Однако шло время, количество автомобильных аварий со смертельным исходом увеличивалось, а беспристрастная статистика свидетельствовала о том, что использование атокресел способно на две трети снизить детскую смертность на дорогах.

Автокресло - гарантия безопасности. Установка и крепление детского автокресла

В результате сегодня, прежде чем брать в автомобиль самых младших представителей семьи, все большее количество родителей в первую очередь заботятся о приобретении детского автомобильного кресла, как своеобразной гарантии комфорта и безопасности ребенка в пути. Но в современном мире, где время течет рекой и каждая минута на вес золота, случается что родители, подбирая ребенку автомобильное кресло, предпочитают не перегружать себя изучением различных моделей, характеристик, тестов и сравнений, а просто покупают любое автокресло, понравившееся по цвету и дизайну, считая, что никакой разницы между модификациями  нет.

На самом деле инженеры и проектировщики детских автомобильных кресел свой хлеб едят недаром и все модели кресел делятся на группы в зависимости от возраста и веса Вашего ребенка, а также различаются по комфорту в дороге, способу крепления  и уровню безопасности, который способно обеспечить автокресло в критической ситуации.

Именно о безопасности и способах крепления при выборе автокресла сегодня и пойдет речь.

Безопасность детского автокресла

Выбирая своему ребенку безопасное автомобильное кресло, в первую очередь стоит обратить внимание на соответствие стандартам Европейской Экономической Комиссии ООН. На корпусе кресла должна быть наклейка с маркировкой ECE R44/03 или ECE R44/04, которая свидетельствует о том, что данное автокресло успешно выдержало все испытания и полностью соответствует минимальным требованиям безопасности. Однако, не углубляясь в технические нюансы правил ECE, стоит отметить, что нормы эти слишком лояльные, поскольку тестирование проводится на скорости 50км/ч при самом распространенном фронтальном столкновении, а требования по защите при боковом ударе и другие виды критических нагрузок на детский организм вообще игнорируются.  Следовательно, нормы ECE не соответствуют максимальным нагрузкам, которые испытывает ребенок при аварии в реальной жизни даже на скорости 50км/ч, а ведь столкновения случаются и на более высоких скоростях.

Поэтому, если необходимо получить более полную, подробную и реальную информацию о надежности того или иного кресла, стоит обратить свой взор на тесты и обзоры автокресел от независимых авторитетных европейских автоклубов, журналов и организаций, имеющих в своем распоряжении современные испытательные лаборатории. В таких тестах специалисты подвергают автокресла нагрузке, имитируя различного рода столкновения на различных скоростях по индивидуальной методике, а требования к результатам значительно выше ECE R44/03 или ECE R44/04 и не подвержены влиянию рекламы со стороны производителей.

Проверено ADAC!

Например один из наиболее авторитетных немецких автоклубов ADAC  регулярно отслеживает все новинки на рынке автокресел и ежегодно устраивает тщательные проверки выборочным моделям по собственной методике, которая построена на европейских стандартах ECE, но является более жесткой и углубленной. Здесь на порядок выше скорость при фронтальном ударе – 64км/ч вместо 50км/ч, предписанных ECE. А также проверяется способность кресла держать боковой удар на скорости 50км/ч.

Кроме того, специалисты из  ADAC, усаживают в кресла манекены последнего Q-поколения, которые на сегодняшний день являются наиболее продвинутыми и позволяют анализировать еще больше жизненно-важных показателей. Вдобавок ко всему ADAC дополнило свою методику тестом на наличие вредных веществ в материалах, используемых при изготовлении автокресла или непосредственно контактирующих с кожей ребенка. Таких как фенола, фталатов, антиперонов и прочих соединений, включая тяжелые металлы, которые способны нанести ущерб здоровью малыша.

Также учитываются такие важные для покупателя критерии, как удобство установки автокресла в автомобили с разными типами кузовов, надежность фиксации и  жесткость крепления. И наконец, оценивается внешний вид, удобство чистки и эргономика кресла, т.е. сколько места оно занимает в машине, не затрудняет ли обзор и комфортно ли в нем пассажиру.

За каждый тест начисляются баллы и сводятся в итоговую таблицу с заключением «очень хорошо», «хорошо», «удовлетворительно», «приемлемо» или «неудовлетворительно». При этом баллы за безопасность, эргономику и удобство использования имеют наивысший приоритет. ADAC зачастую хвастает тем, что многие нововведения в законодательстве относительно безопасности появляются по их рекомендации, а это согласитесь, говорит о многом.

Однако стоит упомянуть, что из всего многообразия автокресел, независимому тестированию подвергаются лишь самые популярные модели среди европейских автолюбителей и как следствие значительная часть кресел вообще не участвует в подобных испытаниям. Кроме того, методика испытаний в 2007 году сильно изменилась, став более жесткой, и хорошие результаты тех лет не стоит сравнивать с результатами последних тестов.

Также в целях дополнительной безопасности настоятельно не рекомендуется прицениваться к «бэушным» автокреслам, которые, как правило, заманчиво в два-три раза дешевле новых. Ведь их история, как и история подержанных автомобилей — тайна покрытая мраком. Ведь зачастую сходу и не определишь, побывало ли кресло в серьезной аварии или через сколько рук оно прошло до Вас.

Ведь даже небольшие трещины внутри корпуса кресла способны значительно снизить его защитные свойства. По этой же причине  после серьезной аварии кресло необходимо немедленно заменить, как и другие средства пассивной безопасности: ремни, подушки и т.д. Экономия в данном случае ничто, ведь на кону жизнь Вашего ребенка, а она бесценна.

Автокресло - гарантия безопасности. Установка и крепление детского автокресла

Как установить автокресло? Установка детского автокресла

В значительной мере на безопасность ребенка влияет способ установки и фиксации автокресла. В зависимости от возраста Вашего ребенка (подробнее про группы автокресел для ребенка здесь), кресло может быть установлено по ходу или против хода движения автомобиля на переднем или заднем сидении. Исключением являются автокресла группы 0, которые предназначены для новорожденных и устанавливаются только на заднем или среднем ряду сидений, поперек направления движения. Про то, как выбрать автолюльку для новорожденного тут.

Автокресла, предназначенные для установки против хода движения автомобиля, ставить на переднее пассажирское сидении разрешено только предварительно отключив подушку безопасности переднего пассажира. Если в автомобиле не предусмотрена функция деактивации подушки безопасности переднего пассажира, то установка детских автокресел, ориентированных против хода движения, на переднем сидении категорически запрещена. Поскольку в случае срабатывания подушка с огромной силой ударит по корпусу автокресла, что может привести к его опрокидыванию и перелому шейных позвонков малыша из-за резкого кивка головы.

Что же касается автокресел, ориентированных по ходу движения автомобиля, то при их установке на место переднего пассажира, не стоит само сидение придвигать максимально близко к лобовому стеклу, а лучше остановиться на среднем удалении от него. Потому что, выстрелив, подушка безопасности может сильно ударить ребенка по лицу, а если ребенок будет путешествовать, закинув ноги на переднюю панель автомобиля, то и вовсе сложит его пополам, нанеся серьезные травмы.

Плюс ко всему, по статистике, пассажиры заднего ряда сидений при аварии получают меньше повреждений, чем передние пассажиры. Поэтому во многих европейских странах категорически запрещена установка детских автокресел на место переднего пассажира, а большинство автолюбителей считают самыми безопасными места непосредственно за водителем и передним пассажиром. Однако в 2006 году специалисты из университета Буффало изучили статистику ДТП, совершенных с 2000 года по 2003 год.

При анализе учитывалось большое количество факторов, таких как тип и вес автомобиля, вид проишествия, возраст водителя и пассажиров, погодные условия и освещенность, использование подголовников и подушек безопасности и т.п. И оказалось, что самое безопасное место в автомобиле — заднее по середине. Именно оно минимум на 16% безопаснее любого другого места в автомобиле и на 25% безопаснее мест за водителем и передним пассажиром, в основном из-за гороздо большего, по-сравнению с другими местами, пространства, которое не сдавливается при столкновении. Однако во многих автомобилях место на заднем сидении по-середине  является неудобным и узким для установки детского автокресла.

Как закрепить автокресло? Способы крепления

Для фиксации детского кресла в автомобиле может использоваться штатный трехточечный ремень безопасности или, более новая и прогрессивная, система ISIFOX. На сегодняшний день все автомобили оборудованы ремнями безопасности, что делает автокресла с таким видом крепления универсальными и дает возможность устанавливать одно кресло в разных автомобилях поочередно. Это очень удобно, когда в семье есть несколь машин. Вдобавок многие модели автокресел, использующие ременной механиз крепления, имеют в своей конструкции систему фиксации и автонатяжения ремня, которые обеспечивают более быструю, удобную и плотную установку, а также предотвращают люфт и смещение кресла при столкновении.

Однако, несмотря на все попытки производителей автокресел максимально упростить процесс крепления трехточечным ремнем, этот способ установки и фиксации кресла порой является очень сложным и замысловатым. В результате, по статистике, 8 из 10 кресел устанавливаются неправильно, а это прямая угроза безопасности маленького пассажира. Также, хоть и редко, встречаются автомобили в которых не хватает длинны ремня безопасности для фиксации автокресла или профиль автомобильного сидения не позволяет правильно установить некоторые модели детских кресел. Во-избежании таких неприятностей, стоит предварительно примерить автокресло к Вашему автомобилю.

Система крепления детских автокресел ISOFIX

В качестве альтернативы креплению автомобильным ремнем безопасности в 1990 году Международной организацией по стандартизации была предложена система крепления детских автокресел ISOFIX, где кресло при помощи пары выдвижных замков, встроенных в нижнюю часть спинки автокресла, крепится к специальным металлическим петлям — анкерам, расположенным в основании спинки автомобильного сидения и жестко связанных с кузовом автомобиля. В отличие от крепления ремнем безопасности, где ремень можно перекрутить, слабо затянуть или продеть не через тот паз, сведя к нулю защитные функции кресла, система ISOFIX обеспечивает более быструю, простую и надежную установку, исключая вероятность неправильной установки автокресла.

Автокресло - гарантия безопасности. Установка и крепление детского автокресла

Для обеспечения большей устойчивости некоторые модели детских кресел с ISOFIX дополнительно имеют третью точку крепления -  Top Tether, которую еще называют «якорь». Она расположена в верхней части спинки автокресла и специальным ремнем крепится к скобе, которая находится в потолке или полу автомобиля. При фронтальном ударе такое крепление снижает нагрузку на петли системы ISOFIX и не дает детскому креслу сделать «кивок». Некоторые автокресла для выполнения такой функции имеют специальный упор в пол салона автомобиля, который хоть и является более громоздким, чем «якорный ремень», однако может быть использован во всех машинах без исключения.

Автокресло - гарантия безопасности. Установка и крепление детского автокресла

Многие ошибочно полагают, что ISOFIX из-за своей жесткости крепления, опасно для ребенка, в сравнении с ременной фиксацией, которая имеет свободный ход и является более эластичной. Однако многочисленные эксперименты и краш-тесты доказали, что автокресла с ISOFIX являются более безопасными. Поскольку чем стабильнее автокресло в момент столкновения, тем раньше начинают действовать его удерживающие системы, которые создавались для поглощения инерции движения пассажира за счет их упругой деформации. Поэтому в совокупности вся система безопасности кресел с ISOFIX является достаточно эластичной и эффективной.

Основным ограничением системы ISOFIX является вес ребенка, который не должен превышать 18кг, потому что при аварии на петли и другие части крепления приходятся огромные нагрузки, и они могут не выдержать. Поэтому в автокреслах группы 2 и выше ISOFIX обеспечивает дополнительное удобство установки и предотвращает смещение сидения при боковом ударе, а основные функции по защите ребенка берет на себя каркас кресла и штатный автомобильный ремень безопасности, продетый через специальные направляющие автокресла.

Существуют также аналоги ISOFIX. Самым известным из них является американское крепление детских автокресел LATCH, которое хоть и предназначено для фиксации кресла специальными ремнями, напоминающими Top Tether,  но создано таким образом, что к нему подходят кресла с ISOFIX.

Подводя итог, хотелось бы отметить, что на данный момент не существует «самого лучшего автокресла», способного удовлетворить запросы всех родителей и детей. И, тем не менее, каждый из нас в состоянии выбрать идеальное кресло именно для своего ребенка по приемлемой цене. Конечно, каждая дополнительная опция непременно увеличивает стоимость любой модели автокресла, однако в процессе эксплуатации многие отмечают, что все эти функции полезны и стоят переплаты. К тому же, современный рынок автокресел таков, что раскрученный бренд сам по себе не влияет на цену изделия, однако является стабильной гарантией качества, надежности и правильного выбора.